Трамп мог победить благодаря Big Data и новому методу анализа избирателей – Das Magazin

Сегодня большинство людей хоть раз слышали термин «Big Data». Он предполагает, что любая активность в Интернете или офлайн оставляет за собой цифровой след: данные о покупках в сети, запросы в поисковых системах, «лайки» в социальных сетях или просто информация о траектории прогулки со смартфоном в кармане.
До этого времени самым очевидным примером применением анализа Big Data была реклама. Баннеры предлагают пользователям Интернета те товары, которые они искали ранее в «поисковике». Но после Brexit и победы Дональда Трампа на выборах стало понятно, что этот метод может быть применен и в политических целях.
Об этом пишет швейцарское издание Das Magazin, добавляя, что за интернет-кампаниями как перед референдумом в Британии, так и перед выборами президента США стоит одна и та же фирма, которая занимается анализом Big Data — Cambridge Analytica, которую возглавляет Александр Никс.
Компания использует метод анализа поведения пользователей социальных сетей, который разработал польский психолог и эксперт психометрии Михал Козинский. Процесс, который он разработал, довольно простой. Сначала люди проходят онлайн-тест, благодаря которому можно определить личные ценности. Затем проводится оценка поведения в Facebook, «лайков», а также пол и место проживания. Козинський утверждает, что на основе 68 «лайков» в социальной сети можно определить цвет кожи человека с вероятностью 95%, его сексуальную ориентацию с вероятностью 88%, а главное — какую из политических партий она поддерживает. Модель оказалась настолько удачной, что удавалось даже предвидеть, как тот или иной человек ответит на поставленные вопросы.
В начале 2014 года, к Козинскому обратился ассистент профессора по имени Александр Коган, у которого был заказ от определенной компании, которую он не хотел называть. Речь шла о том, чтобы с помощью метода Козинского проанализировать психометрию 10 миллионов американских пользователей Facebook. Впоследствии, польский ученый узнал, какая компания была заказчиком анализа. Это была фирма SCL, которая занимается управлением предвыборных кампаний, предлагая клиентам маркетинг на основе психологии и логики. Фактически фирма пыталась влиять на результаты голосований.
«Чего Козинский не знал в тот момент, так это то, что за SCL стоит сложная корпоративная система, связанная с «налоговыми гаванями». Позднее это было раскрыто в «Панамских документах» и разоблачениях, обнародованных на WikiLeaks. Часть этой системы отвечает за кризиса в развивающихся странах, другая – помогала НАТО разработать методы психологических манипуляций гражданами Афганистана. Одна из дочерних компаний SCL – та самая Cambridge Analytica, зловещая маленькая компания, которая организовала интернет-кампании в поддержку Brexit и Трампа», — говорится в статье.
Издание Das Magazin пишет со ссылкой на документы в его распоряжении, что Коган передал данные о методе Козинского политтехнологам SCL. Ученый разрывает любые контакты с ним, однако наверняка не знает, смог ли тот воспроизвести его открытие.
На момент проведения выборов в США мало кто знал, что команда Дональда Трампа сотрудничает с Cambridge Analytica. В Вашингтоне многие отнеслись к этому скептически, считая, что британская компания ничего не понимает в американских реалиях и не сможет помочь миллиардеру-республиканцу.
«Мы в Cambridge Analytica разработали модель, которая позволила вычислить личность каждого совершеннолетнего гражданина США», — гордо заявил глава компании Александр Никс уже после выборов.
Маркетинговый успех Cambridge Analytica основан на трех ключевых подходах: психологический поведенческий анализ, основанный на «модели океана», анализ Big Data и таргетинговая реклама, то есть реклама, которая максимально соответствует характеру и интересам конкретного человека. Фирма Никса купила персональные данные из всех возможных источников: кадастровые списки, программы лояльности, телефонные справочники, клубные карты, подписки на газеты, медицинские данные и так далее. В США можно купить любые персональные данные.
«Затем Cambridge Analytica скрещивает эти данные со списками зарегистрированных сторонников Республиканской партии и данными относительно лайков и распространений в Facebook. В результате получается личный профиль по «методу океана». Процедура идентична модели, разработанной Козинским», — говорится в статье.
Cambridge Analytica также использует различные IQ-тесты и небольшие программы в интернете, чтобы получить «лайки» от пользователей Facebook, которые они ставят сознательно. Опираясь на выводы такого исследования, команда Трампа обращалась к американцам не с обобщенными политическими посланиями, а с такими, которые бы максимально соответствовали настроениям каждого конкретного избирателя.